Нелегкие времена порождают трудные, фундаментальные вопросы. К числу таковых относится и вопрос как разумно распорядиться вынужденным «отдыхом» в самоизоляции. Все развлекательное оставим тем, кто скучает и без всякой самоизоляции.

Прежде всего, стоит разобраться в системе рисков, связанных персонально с вами, а не вообще. Общие риски, в целом, понятны и широко обсуждаются. Можно упомянуть некоторые из них:

·         «увядание» малого и среднего бизнеса, особенно в сегментах, связанных с непосредственным обслуживанием клиентов;

·         приостановка всех цепей субподрядчиков в топливно-энергетическом секторе;

·         проблемы в ЖКХ, связанные с отсрочками платежей;

·         и т.д.;

·         приостановка экономики не только на уровне отдельной страны, но и в целом, во всем мире;

·         как следствие негативных тенденций в экономике -  закономерное сокращение персонала, потеря работы наемными работниками, разорение предприятий и предпринимателей.

Наряду с общими тенденциями, проявились и еще ряд специфических последствий эпидемии. Например, многие организации, в силу естественных причин, связанных с вынужденной приостановкой работы и/или переходом на дистанционный режим работы, были вынуждены подвергнуть критическому анализу свои реальные потребности в менеджерах низшего и среднего уровня и пришли к выводам, которые этих менеджеров явно не радуют: выявились явные излишки такого менеджмента в новых условиях. А так как возврат к доэпидемическим моделям ведения бизнеса маловероятен, то данная прослойка менеджеров также значительно «похудеет», т.е. на рынке труда будет избыток менеджеров этих категорий. Данная тенденция наложилась еще на одну, не ожидаемую многими: невольно выяснилось, что и рядового офисного персонала наблюдается явный избыток. Это связано с «эффектом присутствия» - в доэпидемический период для многих офисных работников важен был сам факт присутствия на рабочем месте, особенно, если плотность потока работ носит случайный характер, плохо контролируемый линейным менеджментом. Персонал этим может пользоваться, демонстрируя пиковые нагрузки менеджменту и не афишируя свою незагруженность. В дистанционной работе, это, как ни странно, делать сложнее – результаты работы поневоле видят и оценивают менеджеры и свою загруженность или незагруженность персоналу маскировать сложнее.

Все это, конечно, окажет влияние на модели организации работы после оживления экономики. Одним из последствий будет резкое увеличение рынка труда за счет высвобождения офисного персонала и менеджеров разных уровней, которые оказались, как показал кризис, не совсем уж такими нужными. Возрастет и конкуренция за рабочие места. Что же делать в период вынужденной простоя? Прежде всего – заняться своими компетенциями с учетом прогноза возможных состояний ваших сегментов экономики после кризиса: какие специалисты и менеджеры будут востребованы, какие компетенции будут оплачиваться (каждый день публикуются профессиональные прогнозы и оценки). Вы сможете примерно оценить свой профиль компетенций в сравнении с тем, что перспективно и повышает конкурентоспособность на рынке труда и потратить время и усилия на «выравнивание» своих компетенций в нужном направлении. По результатам исследований и анализа практики, общие рекомендации таковы:

·         приоритет в развитии своих сильных сторон, потенциально востребованных новыми рынками труда и моделями организации бизнеса;

·         не тратить ресурсы на те компетенции, в которых вы не устойчиво сильны;

·         если в каких-то направлениях ваш уровень невысок и это приводит к критическим ошибкам, необходимо потратить немного ресурсов, чтобы подтянуть ваши навыки в этих направлениях просто до минимально приемлемого уровня и не более того.

Очевидно, что список перспективных компетенций определяет ваш сегмент рынка, а фокус в использовании времени и ресурсов – ваш личный «портрет компетенций».

 

You have no rights to post comments