Формула этой известной китайской стратагемы провокации внешне проста и логична: «Поворошить палкой в норе. Выгнать змею из норы». Вот несколько наиболее распространенных ее трактовок:

·         «Разведка боем» («бить по траве»), провоцируя ответ противника («вспугнуть змею»).

·         Провокация с целью вынудить объект раскрыть своё местоположение, планы, стратегию и другую информацию, а также мотивация на какие-либо действия или, наоборот, бездействие.

Как и всякая стратагема, данная стратагема требует умелого и осторожного обращение. Иначе, попытка неправильного, неосторожного использования этого мощного оружия внутрикорпоративных конфликтов может привести к ситуациям, которые можно образно охарактеризовать как «разбудить спящую собаку» или «сунуться в осиное гнездо».

Один из эффективных инструментов реализации данной стратагемы – это комбинация сдержанности и управляемого внешнего недоверия к предложениям, тезисам, утверждениям оппонента. Сдержанность исключает демонстрацию истинного уровня интереса к ситуации и вытекающим из нее последствиям и выводам, а управляемое недоверие – ключ к скрываемой оппонентом информации, своего рода «палка, которой следует поворошить в змеиной норе». Основной механизм здесь – это латентное желание оппонента выглядеть убедительно, в рамках своей логики и необходимой основательности. Недоверие к высказанному («показанному») побуждает оппонента усилить свои аргументы, обоснования, доводы, а логика служит своеобразной инерцией, вытаскивающей наружу то, что первоначально оппонентом скрывалось и не никак не предполагалось к озвучиванию.

Например, продвигая собственный проект и отстаивая необходимый бюджет, оппонент может обойти вниманием некоторые существенные аспекты рисков. Одним из рисков (в рамках данного примера) может выступать риск наличия необходимых ресурсов на начальной стадии проекта. Умело и публично высказанное сомнение в проработанности мероприятий по снижению этих рисков и последующий ответ оппонента может открыть лицам, принимающим решений истинную картину проработанности проекта, до этого тщательно скрываемую за общими фразами, гладкими и пустыми оборотами в документах.

Конструирование ситуаций, понуждающих оппонента к раскрытию интересующей вас информации требует определенных навыков, которые формируются в ходе внимательного наблюдения за реальной практикой в вашей организации и разбора специальных кейсов для некоторых типовых ситуаций.

 Использовали ли вы подобные сконструированные ситуации для получения необходимой информации? Если использовали, то каким образом? Становились ли вы невольно сами источниками незапланированного раскрытия информации?

 

You have no rights to post comments