Значительная часть успехов и провалов в работе менеджера связана с его (ее) способностью правильно выстроить процесс принятия решений. В этом главное содержание работы руководителя.  Практика показывает, что одной из весьма распространенных ошибок (ошибочных паттернов) при принятии решении является так называемое «якорение». «Якорение» - это искажение процесса принятия решений за счет доминирования первичной информации – первого услышанного мнения, первого впечатления, первой оценки и т.п.

Сам по себе данный ошибочный паттерн принятия решений (при его реализации) не сулит ничего хорошего менеджеру, совершающему подобную ошибку, особенно при дефиците времени (настоящем или кажущемся) на решение. Решение, принятые при таком пороке процесса его принятия будут однобокими, несистемными, не учитывающими разные варианты и последствия. Реализация решений такого качества также может вызвать явное и неявное противодействие персонала, мнения и оценки которого не были услышаны и приняты во внимание (такое решение в глазах персонала часто рассматривается как «несправедливое»).

В руках опытного манипулятора, присмотревшегося к менеджеру, нередко впадающему в ошибки «якорения», открываются широкие возможности по целенаправленному и неявному (для самого такого менеджера и окружающих) воздействию на него. В подобной схеме манипулирования есть два ключевых фактора:

Ø  выбор момента для воздействия (когда подвергаемый воздействию менеджер только столкнулся с задачей принятия решения и еще не определился с подходами к этой проблеме);

Ø  качество смысловой начинки, транслируемой объекту влияния; эта «начинка» должна подтолкнуть объект воздействия н нужному манипулятору решению. Форма «передачи» может варьироваться в зависимости от ситуации, объекта влияния и т.д., но суть – обеспечить доминанту транслируемой манипулятором первичной оценки, варианта решения, которое «устроит всех», «мы так всегда делали», «при таком варианте риски будут минимальны» и т.д.

Если к делу подключился манипулятор, то «цена ошибки» при реализации паттерна «якорения» возрастает многократно. Методы борьбы с «якорением» хорошо известны, и их постоянная практическая реализация снизит риски собственно первичной ошибки сведет на нет «усилия» большинства манипуляторов:

Ø  Первоначальное самостоятельной обдумывание проблемы и вариантов ее решения (чужие мнения в этот период – «якоря»);

Ø  Обязательное рассмотрение вопроса с разных точек зрения, с альтернативных стартовых позиций;

Ø  Получение информации из разных, не связанных источников;

Ø  Максимальное возможное исключение информационного шума до возникшей проблеме, требующей решения.

 

Отработка правильно выстроенного процесса принятия решений – вопрос практики и решения специализированных кейсов.

 

Возникали ли в вашей практике ошибки «якорения»? Имели ли место случаи «управляемого извне «якорения»? Насколько серьезны были последствия?

You have no rights to post comments