Уступка – как осознанная «сдача позиций» и уклонение от конфликта – как практически бегство с поля боя, представляют собой, на первый взгляд, совершенно пораженческие стратегии даже не заслуживающие внимания. Так ли это на самом деле?
По существу, уступка – явное признание (на совещаниях, комитетах, в открытой служебной переписке и т.д.) приоритета интересов оппонирующей группы (т.е. противника) над интересами собственной группы. Как правило, такая ситуация реализуется, когда в глазах противоборствующих групп возможный положительный результат исхода конфликта (собственная «победа») неравноценен. Например, для группы А результат победы в конфликте очень важен, а для группа В результат собственной победы в конфликте малозначителен. Очевидно, что стратегия уступки может быть подходящей стратегией скорее для группы В, нежели для группы А. Тем не менее остается открытым вопрос – а зачем собственно группе В уступать даже «в малом»? Ответ на данный вопрос как раз и проясняет ситуации, когда стратегия уступки выгодна для группы В. Существует как минимум 3 возможных аспекта получения выгод группой В за счет реализации стратегии уступки в отношении группы А:
1. Получение определенного «кредита доверия» со стороны группы А, который более важен в перспективе, нежели незначительные результаты частной победы.
2. Уступка, совершенная группой В публично в «интересах дела» («организации», «общего развития» и т.д.) способствует формированию положительного имиджа группы В и ее руководителя, способных реально ставить интересы организации выше своих. Т.е. это – демонстрация лояльности и «конструктивного подхода к делу».
3. Реализованная стратегия уступки показывает всем заинтересованным участникам политического ландшафта организации, что с группой В можно «договариваться».
Так что стратегия уступки (в умелых руках) только на первый взгляд кажется «бесполезной стратегией сдачи позиций».
Уклонение от конфликта – это не всегда проявление боязни ответа на агрессию. В любом случае:
1. Результаты реализации стратегии уклонения носят кратковременный характер.
2. У сторон потенциального конфликта появляется (пусть и кратковременный) «период охлаждения».
3. В течение «периода охлаждения» стороны могут активно собирать необходимую информация и проводить другие действия – например целенаправленную работу по формированию соответствующих мнений у ключевых лидеров организации, по привлечению союзников и т.д.
Как вы оцениваете потенциальные возможности стратегий уступки и уклонения от конфликта? Какова практика использования этих стратегий в вашей организации?