Всегда ли политическая борьба группировок внутри организации отрицательно влияет на стратегический курс организации? Ответ не очевиден!

            Большинство современных организаций имеют и периодически (как правило, в начале года) разрабатывают нечто, называемое «стратегией организации». Какой бы методологией ни пользовались в организации при разработке «стратегии» (в дальнейшем, для лучшего восприятия, будем опускать кавычки и говорить просто о стратегии), практически во всех случаях предполагается, что персонал организации воспримет утвержденную стратегию и, в меру своих сил и способностей, будет воплощать ее в жизнь.

Однако, это не совсем так. Более того, в силу существенных различий в истинных, зачастую неочевидных и тщательно скрываемых интересах ТОР-менеджеров, среднего менеджмента и персонала, выбор самой стратегии будет далек от «оптимального». Под «оптимальной» здесь понимается наилучшая стратегия, которая могла бы быть выбрана данной организацией в данных (ожидаемых) условиях при совпадении интересов менеджмента и персонала с интересами самой организации. Практически, выбранная и утвержденная стратегия является во многом результатом компромисса между противоборствующими группировками внутри организации.

В каждой организации можно условно выделить четыре системы:

·         официальная вертикаль исполнительной власти;

·         господствующая корпоративная культура;

·         «политика» - группа новых лидеров, прокладывающая себе дорогу в официальной иерархии и добивающаяся реальной власти, а также сложившаяся система группировок и внутренних конфликтов;

·         акционеры- акционеры, участники, их представители – т.е. люди, принимающие самые важные решения в организации по перераспределению власти.

«Политика» олицетворяет собой своеобразный «политический рынок» в организации с элементами дарвиновского отбора руководителей. Старая, официальная вертикаль власти стремится к стабилизации ложившейся системы, к своеобразному внутреннему застою, давая возможность выживать слабым и ослабевшим («заснувшим») лидерам. Зрителями и судьями в «политике» являются акционеры и их представители. Новые лидеры, рвущиеся к власти выстраивают альтернативные каналы информационного обмена и влияния, «подсвечивают» акционерам ошибки, просчеты, нерадение и т.д. старой вертикали власти или ее части; предлагают собственные «услуги» по выведению организации на новые уровни развития, функционирования и т.п. По сути, «потребителями» внутриполитического рынка являются акционеры.  Эффективные лидеры, рвущиеся к власти получают возможность демонстрации своих «предложений» и компрометации существующего положения вещей и стиля «старых лидеров».

 

            «Политика» затрагивает по-настоящему важные для организации задачи, возможности, риски. «Старое» руководство и его вертикаль отстаивают, как правило,  единственную точку зрения – свою. Такую же роль играет господствующая корпоративная культура, как набор сложившихся паттернов поведения в типовых ситуациях. Новые лидеры вынуждены высвечивать по-настоящему важные проблемы организации, на которых «старая власть» не акцентирует внимания – в силу неспособности и/или нежелания их решать (возможно, эти проблемы как раз и появились при «старой власти»). В ходе внутриорганизационной политической борьбы, основные «зрители» (акционеры) смогут и услышать о существовании проблем и узнать об альтернативных точках зрения на их решение, а не только привычный и единственный монолог «старой власти».

 

            «Старая власть» - заложник действующей и реализуемой организацией в текущий момент стратегии. Всегда ли «старая гвардия» готовы к отказу от старых методов, убеждений, старой стратегии, да еще публично? В ряде случаев – это открытое признание своей «стратегической» некомпетентности. «Политика», в данном случае» будет являться «прожектором перестройки», постоянно действующим катализатором перемен. А при решении акционеров о необходимости коренной перестройки именно «политика» и новые лидеры обеспечат их реализацию, т.к. для «старой гвардии» такие перемены ни к чему.

 

 

            Как в вашей организации «политика» используется при разработке и реализации новой стратегии? Какова роль новых лидеров при реализации новой стратегии?

You have no rights to post comments