Как принимаются решения в масштабе всей организации и в «узком кругу»? Есть ли сущностные совпадения и различия в этих процесса? Многое здесь зависит от корпоративной культуры и сложившегося «политического ландшафта» в организации».

 

            Если организация небольшая и собственно «политический ландшафт» отсутствует (нет соперничающих, враждующих, конфликтующих группировок), то, скорее всего, процессы принятия «официальных» решений и решений в «узком кругу» идентичны.

 Совсем иначе обстоит дело в условиях сформировавшихся и активных соперничающих группировок. Влияние на процессы принятия решений в организации – в фокусе внимания конфликтующих сторон. В связи с этим, какие бы изначально «правильные» процессы принятия решений в организации ни конструировались, все общеорганизационные процессы принятия решений находятся под действием сильных искажений со стороны конфликтующих групп. Философия такого искажающего влияния проста: «в жизнь должно проводиться именно наше решение, а не решение наших внутренних конкурентов». Реально, у соперничающих групп не стоит задача выбрать оптимальное и взвешенное решение в интересах организации. Задача состоит в протаскивании собственного решения и компрометации предложений оппонентов. Если удастся придать предлагаемому решению максимально «благообразный вид», опираясь на «интересы организации», то это будет сделано и использовано для «победы».  Ключевые факторы искажений при отстаивании собственных вариантов решений, отстаиваемых в основном в интересах групп (не организации):

ü  Манипулирование данными;

ü  Намеренная деформация структуры рисков;

ü  Маскировка существенных недостатков собственных решений;

ü  Тотальная критика предложений оппонентов (с позиций «интересов организации»);

ü  Подмена понятий и собственная трактовка интересов организации;

ü  Давление на последовательных критиков протаскиваемого решения (оценки персональной некомпетентности, предвзятости и т.д.).

В зависимости от организации и ее корпоративной культуры, степень «звучания» указанных искажений может быть различна.

         А что ж с процессом принятия решений в «узком кругу»? Здесь менеджеры могут иметь иную позицию – ведь решения здесь принимаются не всегда в «интересах организации» (собственно, интересы организации выступают не целью, а всего лишь ограничением). Эти решения включают, также и линии поведения, стратегии борьбы с внутренними конкурентами. Никакого формализма и внешнего влияния разумный менеджер не допустит. К формированию решений допущен «ближний круг» из доверенных и проверенных людей. Чем характеризуется это процесс:

ü  Совместный поиск оптимального для группы решения;

ü  Точка зрения меньшинства поощряется и ценится;

ü  Участники активно выступают и открыто аргументируют свои предложения;

ü  Цель дискуссии не в убеждении и продвижении интересов, а в оценке и проверке вариантов решений.

Отличия от процессов принятия решений в конфликтной среде организации – существенна.

 

            Как в вашей организации принимаются решения? Есть ли отличия механизмов принятия решений в организации и в департаменте, где вы работаете? Что бы вы изменили в процессах принятия решений в организации и/или департаменте?

 

 

You have no rights to post comments